Вариаторы – это современная альтернатива классическим КПП. Устанавливать их на автомобили стали гораздо позже, чем АКПП, а в нашей стране они появились сравнительно недавно. В большинстве моделей вариаторов нет громоздкого гидротрансформатора. Они снабжены специальной конструкцией из двух шкивов конусообразной формы. Крутящий момент передается с помощью вариаторного ремня или цепи. Вариатор – это бесступенчатая коробка передач. Он получил аббревиатуру CVT (Continuously Variable Transmission), что в переводе с английского означает «постоянно изменяющаяся трансмиссия). У этой конструкции есть ряд достоинств:
- обеспечивают плавность хода;
- хорошая динамика;
- высокий КПД.
Насколько такая коробка передач удобна, настолько она и капризна в эксплуатации, требует к себе бережного отношения.
Ремонт вариаторов
Вариатор – сложный узел в автомобиле. Его обслуживание и ремонт должны производиться только специалистами с использованием диагностического оборудования и специальных инструментов.
О том, что с вариатором наступили проблемы, можно узнать по следующим симптомам:
- появилась вибрация, посторонние шумы при разгоне;
- на старте машина буксует;
- растет расход топлива, ухудшается динамика;
- толчки и рывки при переключении передач;
- снижается мощность двигателя;
- не переключается на повышенную передачу;
- самопроизвольно тормозится;
- автомобиль просто не едет.
Для обнаружения причины неисправности поводят диагностику: подключают сканер и анализируют коды ошибок.
Причины поломок могут быть разные. Автомобиль с CVT не любит агрессивную езду с дымом из-под колес, нуждается в регулярном техническом обслуживании. К быстрому выходу вариатора из строя приводит несвоевременная замена масла или использование неподходящего вида. Вариатор очень требователен к качеству смазки. Применять следует марки масла, рекомендованные производителем. Менять смазку желательно через каждые 60-80 тыс. км пробега (зависит от модели авто). На работоспособность устройства влияет состояние вариаторного ремня, который обеспечивает переключение скоростей. Его также нужно менять вовремя. Нельзя допускать перегрев, надо контролировать работу теплообменника.
После ремонта при соблюдении правил эксплуатации ресурс бесступенчатой коробки передач составляет не менее 150 тыс. км, а при своевременном обслуживании – и до 300 тыс. км.